- ПРОЕКЦИЯ
- – психический процесс, сопровождающийся вынесением субъективных переживаний вовне, наделением внешних объектов внутренними бессознательными желаниями, перенесением вины и ответственности за отвергаемые в себе наклонности на кого-либо другого, приписыванием другим людям собственных чувств, качеств, свойств и черт характера, которые не замечаются или не признаются человеком.
На начальном этапе своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд рассматривал проекцию в качестве защиты параноика, выносящего вовне субъективные переживания, доставляющие ему страдания. В период 1895–1896 годов он обсуждал вопрос о том, как проецируемые параноиком вовне переживания оборачиваются против больного, поскольку в конечном счете они возвращаются к нему в форме терзающих его самоупреков, обостряющих его психическое состояние.
Несколько лет спустя при исследовании природы и механизмов образования сновидений З. Фрейд высказал такие соображения, в соответствии с которыми сновидение и галлюцинация могли быть рассмотрены в качестве проекции нереализованных желаний человека на внешний мир. Наряду с подобным пониманием проективные механизмы сновидения воспринимались им под углом зрения смещения, перемещения акцента со значительных элементов на менее важные, в результате чего происходило искажение содержания сновидения, несовпадение его скрытых мыслей с явным текстом, картинкой, изображением того, что оказывалось в поле внимания сновидящего.
В работе «Психопатология обыденной жизни» (1901) основатель психоанализа обратился к феномену проекции, с помощью которого попытался раскрыть психологические корни суеверия. При обсуждении данного вопроса он исходил из того, что суеверный человек «проецирует наружу мотивировку» своих собственных случайных действий вместо того, чтобы находить ее внутри себя. На этом основании З. Фрейд пришел к выводу, что значительная доля мифологического миросозерцания, простирающегося и на новейшие религии, «представляет собой не что иное, как проецированную во внешний мир психологию».
Аналогичный взгляд на проекцию имел место и в его работе «Тотем и табу» (1913), в которой он утверждал, что анимизм был естественным миросозерцанием для примитивного человека, проецирующего во внешний мир структурные условия своей души. Следует иметь в виду, что в данной работе З. Фрейд провел параллель между проекцией чувств человека, находящей отражение в религии, и сходным процессом, наблюдаемым у параноика, как это имело место в истории, относящейся к воспоминанию председателя судебной коллегии Пауля Шребера и рассмотренной основателем психоанализа в его работе «Психоаналитические заметки об одном биографически описанном случае паранойи (dementia paranoids)» (1911). Основатель психоанализа отметил, что воспринимаемые примитивным человеком духи и демоны представляют собой не что иное, как «проекцию его чувств»: «объекты привязанностей своих аффектов он превращает в лиц, населяет ими мир и снова находит вне себя свои внутренние душевные процессы, совершенно так же, как остроумный параноик Шребер, который находил отражение своих привязанностей и освобождение своего либидо в судьбах, скомбинированных им «божественных лучей».
Наряду с подобным пониманием проекции в работе «Тотем и табу» содержалось также и такое представление о проекции, которое соотносилось с запретами табу как вторичными явлениями, образовавшимися в результате сдвига и искажения. При этом проекция рассматривалась З. Фрейдом не столько в плане перенесения внутреннего неудовлетворения во внешний мир, сколько с точки зрения смещения чувств и переживаний человека с одного внешнего объекта на другой. В качестве иллюстрации данного психического процесса он привел пример сдвига запрещения, почерпнутого им из клинической практики: пациентка требует, чтобы купленный мужем предмет домашнего обихода был удален, так как он делает «невозможным» помещение, в котором она живет; она слышала, что этот предмет был куплен в лавке, находящейся на улице, имеющей название «Оленья»; фамилию «Олень» носит ее бывшая подруга, которая живет в другом городе и которую она в молодости знала под девичьей фамилией; теперь эта подруга, с которой пациентка не хочет иметь никаких отношений, для нее «невозможна» – табу, и купленный мужем предмет домашнего обихода – тоже табу.
В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд дал краткое описание истории болезни женщины, проективная деятельность которой привела к возникновению бреда ревности. В его интерпретации бессознательная влюбленность 53-летней порядочной женщины и хорошей матери в молодого человека, ее зятя оказалась для нее столь тяжким грузом, что это обернулось бредовой ревностью. С помощью механизма смещения фантазия о неверности мужа стала охлаждающим компрессом на ее переживания. Преимущества бреда ревности доставили ей облегчение, которое было достигнуто в форме «проекции своего собственного состояния на мужа». Тем самым З. Фрейд как бы эмпирически подтверждал ранее высказанное им в работе «Тотем и табу» предположение, что склонность к проецированию душевных процессов вовне усиливается там, где «проекция дает преимущества душевного облегчения». Такое преимущество, как полагал он, с полной определенностью можно ожидать в случае, когда душевные движения вступают в конфликт: болезненный процесс «пользуется механизмом проекции, чтобы освободиться от подобных конфликтов, разыгрывающихся в душевной жизни».
В некоторых работах З. Фрейд рассматривал проекцию в качестве процесса, противоположного интроекции. Такое понимание проекции связывалось им с восприятием человеком хорошего и плохого, полезного и вредного. Так, в статье «Отрицание» (1925) он соотносил интроекцию с желанием человека внести, вобрать в себя все хорошее, полезное, а проекцию – со стремлением выделить, выбросить из себя все плохое, вредное. В первом случае нечто должно быть внутри человека, во втором – вне его. По словам З. Фрейда, первоначальное ощущение удовольствия Я стремится «все хорошее интроецировать, а все плохое отбросить от себя прочь». Подобное понимание проекции было фактически дальнейшим развитием взглядов основателя психоанализа, нашедших свое отражение в его статье «Влечения и их судьбы» (1915), в которой была высказана мысль о том, что все плохое и чуждое для Я ассоциируется с чем-то находящимся вовне.
Те или иные аспекты фрейдовского понимания проекции получили свою дальнейшую разработку в исследованиях ряда психоаналитиков. Так, М. Кляйн (1882–1960) через призму проекции и интроекции рассматривала двойственное отношение ребенка к своему первичному объекту. Она полагала, что младенец «проецирует свои любовные импульсы и приписывает их удовлетворяющей (хорошей) груди, точно так же как он приписывает фрустрирующей (плохой) груди проецируемые на нее деструктивные импульсы». В этом отношении картина внешнего и переведенного во внутренний план объекта в психике ребенка расценивалась ею как искаженная фантазиями, непосредственно связанными с проецированием его импульсов на объект.
Если М. Кляйн придерживалась точки зрения, согласно которой проекция и интроекция являются процессами, способствующими различению внешнего и внутреннего и, следовательно, развитию Я, то А. Фрейд (1895–1982) относила проекцию и интроекцию к тому периоду, когда Я уже отдифференцировалось от внешнего мира. Исследуя различные механизмы защиты Я, она рассматривала проекцию в качестве одного из важных защитных способов, используемых человеком при попытках разрешения его внутрипсихических конфликтов.
Для К. Хорни (1885–1952) проекция была частным случаем экстернализации, то есть тенденции так воспринимать внутренние процессы, как если бы они находились вне человека. Проекция соотносилась ею с объективированием имеющихся у человека трудностей. С ее точки зрения, экстернализация различных черт человека может осуществляться «посредством простой проекции, то есть в форме восприятия их как принадлежащих другим людям или посредством перекладывания ответственности за них на других людей». К. Хорни считала, что в ряде случаев проекция позволяет человеку отреагировать свои агрессивные наклонности, не осознавая их и поэтому не сталкиваясь лицом к лицу со своими конфликтами. В ее понимании в качестве побочной функции «проекция может служить потребности в самооправдании»: не сам индивид испытывает желание красть, обманывать, унижать, но другие хотят сделать это по отношению к нему.
Обращая внимание на проекцию как на один из механизмов защиты, К. Хорни высказывала пожелание быть особенно внимательным к поискам факторов, которые проецируются. Если, например, пациент полагает, что аналитик не любит его, то, по ее мнению, это чувство может быть проекцией нелюбви пациента к аналитику, но может быть также проекцией его нелюбви к самому себе или может вообще не являться проекцией, а служить оправданием тому, что пациент не вступает в эмоциональный контакт с аналитиком, исходя из опасения угрозы его независимости.
* * *
— психологический механизм приписывания личностью окружающим неприемлемых для СЕБЯ своих мыслей, желаний, тенденций, побуждений, состояний и качеств; усмотрение причины своих неудач поступков в других людях, «объективной» ситуации. Благодаря таким действиям, человек временно уходит от признания ряда отрицательных явлений в самом себе, что позволяет ему сохранять чувство своей цельности, высокого самоуважения и не дезорганизовываться.
* * *
(лат. projectio – бросаю вперёд) – 1. в классическом психоанализе – процесс, посредством которого собственные характерологические черты, личностные качества, эмоции, отношения и т.д. приписываются индивидом кому-то другому. Подразумевается, что, во первых, у индивида имеется некий базовый конфликт, а сам он, во-вторых, отрицает наличие у себя неких негативных качеств. Проекция в таком её представлении выполняет функции защитного механизма, оберегая индивида от тревоги. Кроме того, в третьих, проекция предполагает обращение, то есть проецируемое желание или эмоция рассматривается индивидом как направленные со стороны на него самого. Так, бред преследования рассматривается как проекция собственного саморазрушительного инстинкта смерти; 2. в других психодинамических теориях – процесс непроизвольного приписывания индивидом собственных убеждений, ценностей или иных субъективных явлений кому-то другому (М. Кляйн). Проекция в таком понимании очень часть суть нормальный аспект психологического развития и функционирования, не обязательно отражающий определённые невротические тенденции; 3. восприятие событий и стимулов окружающей среды (особенно неоднозначных) в терминах собственных ожиданий, желаний, потребностей и др. Это значение полностью нейтрально относительно вопроса о патологическом аспекте проекции, оно принимается за аксиому и составляет теоретическую основу для использования проективных тестов; 4. обыденное значение - приписывание собственных недостатков и пороков другому человеку и их преувеличение (склонность усматривать «соринку в глазу другого и не видеть бревно в своём собственном»); 5. в анатомии и физиологии – любой анатомический или неврологический выступ; 6. эфферентное соединение между нейронами одной определённой корковой зоны и нейронами другой с последующей передачей управляющих сигналов на периферию; 7. распространение сенсорных волокон по коре головного мозга после их выхода из спинного мозга. Пространственно различные области коры, где располагаются соответствующие сенсорные представительства; называются проекционными областями или зонами; 8. в факторном анализе – отображение или графическое изображение факторных нагрузок на некоторой поверхности, обычно сфере.
* * *
«восприятие событий и стимулов окружающей среды (особенно не однозначных) в терминах собственных ожиданий, потребностей, желаний и т. д.» (Ребер), обусловленность восприятия индивидом предметного мира и других людей собственными потребностями и личностными чертами.Ср.:
Ах! Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею (Н. Карамзин, Бедная Лиза).
«Он меня любит», – думала она и восхищалась этою мыслию… «Ах, матушка! – сказала Лиза матери своей… – Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!» (там же).
* * *
один из защитных механизмов, Посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков, приписывая их другим людям или неодушевленному объекту без должных на то оснований. Благодаря действию этого защитного механизма, он на некоторое время избавляется от неприятных переживаний по поводу собственных аналогичных недостатков.
* * *
процесс и результат постижения и порождения значений заключающийся в сознательном или бессознательном перенесении субьектом собственных свойств, состояний, переживаний на внешние обьекты, других людей. Проекция может иметь как защитный, а порой и патологический характер (бессознательная попытка в критической ситуации найти "козла отпущения"; интерпретация ситуаций, событий с приданием им собственных чувств, собственного опыта; бессознательное приписывание другим людям собственных морально не одобряемых, нежелательных мыслей, чувств, действий, впервые описанное З.Фрейдом), так и творческий, созидательный. Кроме постижения и порождения новых значений п. выполняет и функцию снятия с личности, социальной общности чрезмерных внутренних моральных конфликтов путем обвинения других. П. харктерна не только для психических реакций личности, но и больших социальных групп – класса, нации и т.д.
* * *
(от лат. projectio – бросание вперед) – форма психологической защиты. Ее работа обеспечивает эмоциональное разрешение за счет бессознательного приписывания субъектом его собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера др. людям.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.